МБОУ СОШ № 6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Добавлено: 12 ноября 2018 8:03
262 просмотра |

Всероссийский экологический урок «Сохранение редких видов животных и растений»


Всероссийский экологический урок «Сохранение редких видов животных и растений»

 Вопросы экологии постоянно интересуют всех жителей планеты Земля.  Очень важно рассказать школьникам о том, насколько нужно биологическое разнообразие, о роли редких видов животных и растений в природных системах и о том, какие действия каждый из нас может предпринимать для их сохранения.

Уже несколько десятилетий ученые предупреждают о том, что деятельность человека в ее текущем виде ведет к массовому вымиранию видов. Это подтверждают данные, приведенные в  докладе «Живая планета 2016», — одном из  самых цитируемых в  мире источников о состоянии здоровья нашей планеты. Как говорится в докладе, с 1970 года численность позвоночных животных в мире снизилась на 58 процентов. То есть примерно за 40 лет численность млекопитающих, птиц, рыб, амфибий и рептилий сократилась более чем вдвое. Причиной исчезновения большого числа животных и растений является в первую очередь разрушение их мест обитания, а также загрязнение окружающей среды и браконьерство. Потеря биоразнообразии приводит к  крушению привычного нам мира природы и  естественных систем жизнеобеспечения, от которых зависят люди. Мы получаем от природы воздух, которым дышим, воду, которую пьем, продовольствие и ресурсы, которые используем. Природа поддерживает функционирование экономики и, что не менее важно, здоровье человека.

Серьезная задача, которая стоит сегодня перед людьми, — это сохранить биологическое разнообразие и остановить исчезновение редких видов животных и растений. Осуществлять эту задачу необходимо разными способами и на всех уровнях, от общегосударственного до каждого отдельного человека. Предлагаемый урок помогает дать детям представление о важности биологического разнообразия, угрозах его снижения из-за деятельности людей, способах его сохранения и мотивирует на участие в сохранении природы.

Цель урока: Дать представление о важности биологического разнообразия в поддержании устойчивости экосистемы и роли редких видов животных и растений как индикаторов благополучия природных систем.

 ЗАДАЧИ: Познакомить учащихся с такими понятиями, как: трофические цепи, биоразнообразии, Красная книга. Дать учащимся представление о том, какие существуют типы воздействия человека на природу, в чем выражаются и к каким последствиям приводят. Обсудить со  школьниками, почему важно сохранять естественные экосистемы. Выявить угрозы снижения биоразнообразии из-за деятельности человека. Рассказать об отдельных видах животных и растений, которые сегодня находятся под угрозой исчезновения. Продемонстрировать, как можно помогать на  разных уровнях — от  личного до  государственного — в сохранении растений и животных. Выявить возможные способы решения проблемы снижения биоразнообразия, доступные каждому человеку, включая школьников.

  В какой уголок планеты мы ни переместимся, везде обнаружим многочисленные проблемы — количество видов и  животных, и  растений сокращается.  Некоторые животные, навсегда исчезли с  лица Земли: странствующий голубь, зебра квагга, карибский тюлень-монах, сумчатый волк, дронт, стеллерова корова, тур. С 1600-го по 1975 год, по данным Международного союза охраны природы (МСОП), с лица Земли исчезло 74 вида и 86 подвидов птиц и 63 вида и 44 подвида млекопитающих. Почему животные исчезают, и что мы, люди, можем сделать, чтобы сохранить их? Для специалистов-ученых важность сохранения всех видов животных и растений очевидна, и во всем мире существует много организаций, которые работают над тем, чтобы их спасти. Некоторые организации действуют только в одной стране и даже только в конкретном регионе, а иные — по всему миру. Одна из таких международных организаций — Всемирный фонд дикой природы (WWF), который имеет свои филиалы в 100 странах мира. С 1988 года Фонд действует и в России. Одно из направлений его деятельности — осуществление проектов по сохранению редких видов животных и растений: дальневосточного леопарда, амурского тигра, сайгака, белого медведя, корейского кедра. В нашем уроке мы будем опираться на информацию от специалистов этого фонда.

 Мы  с вами будем говорить о важности сохранения редких видов животных и растений. Амурский тигр. Это самый крупный подвид тигра из существующих на планете, и единственный, освоивший жизнь в снегах. Учет этих животных, проведенный в 2015 году, показал, что в дальневосточной тайге обитает всего около 540 амурских тигров. Белый медведь. Самый крупный вид медведя. Живет он в Арктике, постоянное место обитания — береговые льды, где он охотится на морских млекопитающих: нерпу, моржа. Интересно, что в сезон, когда льда нет, и медведи вынуждены находиться на суше, они голодают и живут за счет подкожного жира. Это может продлиться 4 месяца и дольше. Сейчас из-за изменения климата льды тают в Арктике раньше, а намерзают позднее, поэтому белым медведям приходится все труднее.

Зубр. Уже в эпоху последнего ледникового периода зубры были объектом охоты со стороны человека. Их изображения нередко встречаются среди наскальных рисунков. Последний дикий зубр был застрелен в  1919  году в  Беловежской пуще, и  потребовалось около 70 лет, чтобы эти животные снова появились в дикой природе. Для этого зубров разводили в зоопарках и питомниках, а потом выпускали в природу. Про каждое животное из  перечисленных выше можно многое рассказать. К  сожалению, у всех непростая судьба, и сейчас они находятся под угрозой исчезновения. Обратите внимание: все названные животные крупные, и их сравнительно легко наблюдать в природе. Интересно, что изучая их и наблюдая за ростом или, наоборот, сокращением числа особей, ученые могут делать выводы о благополучии всей природной территории.

Отсутствие мелких животных или растений человеку заметить сложнее, нежели сокращение численности крупных. Крупные животные являются последним звеном сложных экологических отношений, и если нет многочисленных других животных, которыми они питаются, то  не  будет и  их. Ученые называют это «экологической пирамидой». Верхушка пирамиды — это крупные хищные животные, а в основании — те, кем они питаются. Если не будет основания, то не будет и верхушки.

Когда какого-либо вида на всей территории, где он обитает, становится мало, его начинают называть редким. Если вид находится под глобальной угрозой исчезновения, он вносится в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП). Это значит, что есть риск потерять этих животных или растения не на территории отдельной страны, а что они могут навсегда исчезнуть с лица Земли. Список постоянно обновляется: оценивается состояние новых вид меняется их статус.

Кроме того, все редкие и  исчезающие виды заносят в  Красную книгу страны, на  территории которой они встречаются. Красная книга является основным документом, в котором обобщены все данные о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Внесение вида в Красную книгу автоматически означает, что отныне он охраняется государством. Списки растений и животных помещаются в разных томах Красной книги. Сейчас в нашей стране готовится новый список (перечень) Красной книги животных Российской Федерации. В него включено 420 групп животных различного систематического ранга (таксона): вид, подвид, которым угрожает опасность. Список растений и грибов, вошедших в действующую Красную книгу Российской Федерации, насчитывает 474 видов цветковых растений, 14 видов голосеменных, 23 папоротниковидных, 3 плауновидных; 61 моховидных; 35 видов морских и пресноводных водорослей; 42 вида лишайников; 24 вида грибов. Почему книга красная? Красный цвет означает сигнал тревоги, опасности. То есть людям необходимо обратить внимание на то, какие виды попали в книгу, и не допустить их исчезновения. В зависимости от того, как редко встречается тот или иной вид, ему присваивается определенный статус редкости. Для удобства каждой категории присвоен свой статус от 0 до 5:

Внутри Красной книги существует так называемый «черный список» — перечень видов, которые были полностью уничтожены и  которых сейчас на  Земле не  существует. В  России к таким видам относятся: стеллеров баклан, черный орлан, тур, стеллерова корова. К видам редким и находящимся под угрозой исчезновения относятся, например, дальневосточный леопард, снежный барс, амурский тигр, белый медведь. К животным, численность которых стремительно уменьшается, относится такой вид, как сайгак. Но есть и животные, которых людям удалось сохранить и спасти от вымирания; они получают в Красной книге статус 5. Например, уже знакомый вам европейский зубр, а еще лошадь Пржевальского.

      Мы выяснили с вами, что в природе нет лишнего или ненужного. Каждый организм играет свою роль. Мы можем не видеть связей, но это не значит, что их нет. Поэтому любое воздействие человека на природу, ведущее к сокращению видов, чревато разрушением всей природной системы. А почему нам важно сохранять природу? Давайте попробуем все вместе ответить на этот вопрос.

Что дает природа людям:  среду для жизни (все наши города, деревни, поля, заводы, дороги размещены там, где когда-то водились только дикие звери); кислород для дыхания; воду для поддержания жизни, выработки энергии; питание из растений и животных; материалы для строительства жилищ (дерево, глину, камни, солому); материалы для одежды (ткани, шкуры); материалы для творчества (краски, камень, дерево, живые растения и т. д.);  минералы; горючие ископаемые для обогрева и получения электричества; нефть для получения топлива и создания синтетических материалов; отдых телу и душе; вдохновение для творчества и создания механизмов (бионика); ветер и солнце для получения энергии; солнечный свет для здоровья здоровье (лекарственные растения); благоприятный климат; плодородие почв, чтобы вырастить еду и корм для скота. Мы получаем из природы все необходимое для существования, а также разные ресурсы, чтобы создавать себе вещи и обеспечить быт. Первое (кислород, чистый воздух, чистую пресную воду, плодородные почвы) нам природа поставляет сама, благодаря тем процессам, которые в ней происходят, а вот такие ресурсы, как древесина или дичь, нужно добывать.А для этого в природе должны быть все элементы, то есть как можно больше разных животных и растений. Наша с вами задача сохранить их. Да, сейчас уже есть на Земле много редких видов — это важный сигнал для нас. Нужно жить так, чтобы сохранить видовое разнообразие, а не увеличивать число редких видов. Мы с  вами узнали, как на  разных уровнях можно способствовать сохранению видов животных и растений. Но есть среди этих уровней еще один, о котором стоит вспомнить. Это личный уровень. Сейчас мы соберем с  вами книжечку-памятку, в  которой вам останутся на память от этого урока важные советы. Соблюдая их в жизни, вы будете помогать, природе сохранять биоразнообразие.

В конце урока ребята сделали книжки памятки по сохранению видоразнообразия в природе.

Литвинова М.Ю. учитель биологии

Фотогалерея


Комментарии

Чтобы написать комментарий - необходимо авторизоваться.

Поделиться:

Официальные баннеры