МБОУ СОШ № 6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Добро пожаловать на официальный сайт МБОУ СОШ №6

Всероссийский экоурок «Вода России водный след»

Добавлено: 21 ноября 2017 8:37
2771 просмотр |

Общероссийский экологическом уроке из серии уроков «Вода России».

В мире 97% соленой воды. Пресной воды всего 3%. Россия по запасам воды стоит в ряде мировых лидеров. Наша страна отличается изобилием природных вод, хорошо развитой речной сетью, а также уникальным водным побережьем, имеющим протяженность порядка 60 тыс. километров. Статические (вековые) запасы пресной воды во всех ее источниках и формах составляют в нашей стране порядка 90 тыс. км3/год. Однако, располагая столь значительными водными ресурсами и используя в среднем не более 3% речного стока ежегодно, Россия в целом ряде регионов испытывает острый дефицит воды, обусловленный в первую очередь неравномерным распределением ресурсов по территории. На наиболее освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено до 80% населения и производственного потенциала, приходится не более 10% водных ресурсов. В результате активно развивающиеся города с каждым годом все больше и больше забирают и без того небольшие запасы воды на коммунально-бытовые нужды. Также много воды тратится на сельское

хозяйство и промышленность (суммарно более 65% всей затрачиваемой воды). Кроме того, практически все поверхностные и часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, значительно загрязнены сточными и поверхностными водами, а это ведет к деградации водных объектов и их экологических систем. Необходимо растить грамотное население, формировать в учащихся навык разумного водопотребления, чтобы в будущем избежать серьезных экологических проблем, связанных с нехваткой и загрязнением воды.

Цель Всероссийского экоурока «Вода России»  развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России и стимулировать их совершать конкретные шаги по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.

Задачи:

● указать ученикам на важные функции воды в биологических системах разного уровня;

● познакомить их с процессами, которые могут нарушить природный круговорот воды и вызвать серьезные экологические последствия;

● разобрать значение понятия «водный след»;

● познакомить с видами «водного следа»;

● научить действиям, которые позволяют эффективно экономить воду и сокращать водный след;

● способствовать формированию у школьников ответственного отношения к водным ресурсам.

    Когда ученые, исследуя другие планеты, ставят вопрос, есть ли еще где-либо в Солнечной системе жизнь, первое, на что они обращают внимание, - это вода. Без воды жизнь существовать не может. На Земле ее очень много, около 70% поверхности планеты покрыто морями и океанами, но эта вода – соленая. Все основные наземные экосистемы, зависят от наличия пресной воды, содержащей менее 0,01% солей.  Очень  мало в действительности содержится на Земле такой воды.   Не очень хорошая новость заключается в том, что наши жизни зависят от наличия всего лишь 3% воды. Но есть и хорошая – этого объема более чем достаточно для всех живых существ.  Благодаря тому, что в ней так мало примесей (солей), организмы могут использовать ее внутри себя, не боясь

засолиться изнутри.

 У воды есть ряд физических свойств, благодаря которым она так незаменима в нашем теле, и ее нужно так много. По разным источникам, взрослый человек на 55-65 % состоит из воды, а ребенок на 75%. Эти числа отражают общее содержание воды во всем теле, но нужно понимать, что при этом отдельные органы содержат разное количество воды. Например, головной и спинной мозг состоит из воды на 80%, кости на 20- 33%, хрящи включают до 60%, а кровь – это вода с кровяными тельцами и

другими растворенными в ней элементами и веществами, и поэтому кровь на 92% состоит из воды; в мышцах воды примерно 60-75%, а в почках – 82%. Но это еще не все: в живых растениях вода составляет до 95% по массе, а среди животных есть и такие, которые вообще почти на 99% состоят из воды – это медузы.  Вода помогает транспортировать вещества. Если же воды в организме мало, он начинает «высыхать», нарушаются процессы жизнедеятельности, обмен веществ.

Вода - универсальный растворитель для органических и минеральных веществ. Она растворяет витамины, аминокислоты, а еще безопасно выводит продукты жизнедеятельности из организма (в том числе и токсины).  Вода – самый главный элемент процесса терморегуляции организма. Когда организму жарко, он испаряет воду (потеет) и остывает. А когда разогревается, то тепло поступает в кровь, содержащую, как вы знаете много воды. Эта вода потом медленно передает тепло всему телу, поэтому тела никогда моментально не остывают, если вдруг исчезает источник тепла.

 Вода – главный помощник пищеварительной системы человека.

 Вода необходима для нормальной работы опорно-двигательной системы человека и конкретно суставов – она является основным смазочным материалом и помогает предотвращать артрит.

Учитель: Вода – универсальный переносчик электронов по всему организму, поэтому вода генератор работы мозга! Если Вы не допускаете обезвоживания, ваш мозг всегда будет активно работать, т.к. его деятельность тоже регулируется водой. Не зря мозг на 85% состоит из воды. Мы убедились с вами, что пресная вода крайне необходима всем живым существам.

 Есть одно природное явление которое обеспечивает на Земле необходимый объем пресной воды, чтобы ее могли впитывать в себя растения и потом, например, передавать вместе с едой животным. Или чтобы просто вода была в реках и ручьях, и живые существа могли ее самостоятельно пить.

 Это  круговорот воды. Вода путешествует по земле, меняя свое агрегатное состояние. Испаряясь из океана, соленая вода перестает быть соленой и становится пресной. В таком виде она выпадает на землю как осадки и впитывается в почву, попадая в растения или грунтовые воды, или наполняет пресные водоемы – реки, озера, болота. Постоянно происходят  многочисленные путешествия капелек воды по кругу. И даже живые существа, в которые они попадают, являются их временным пристанищем. С потом и другими выделениями вода снова выходит наружу и отправляется в

путь. Нам с вами кажется, что ничего не может повлиять на этот круговорот. Однако в действительности сегодня в мире мы имеем очень сложную ситуацию: ощущается все больший дефицит пресной воды.

  На заводах вода может использоваться как среда для протекания химических реакций и давать возможность создаваться нужным веществам, входить в состав продукта, использоваться для охлаждения двигателей, с помощью воды могут удалять мусор и чистить оборудование. Взять воду можно только из природы. Но завод не только забирает воду, он ее и отдает обратно, правда,

она содержит теперь различные химические загрязнения, от которых ей необходимо еще как-то очиститься.

   Людям необходимо питаться. Для этого люди сажают различные растения. Чтобы растения росли, необходимо очень много воды на их полив. Например, чтобы собрать 1 кг зерна пшеницы, нужно 1000 литров воды, а, чтобы собрать 1 кг риса, нужно потратить 2400 литров воды. Откуда берется

вода на полив?  Вода берется, конечно, из природы. Водоемы мелеют, и, что особенно плохо забранная вода в него не возвращается. Она испаряется с поля сразу в небо или частично просачивается в грунтовые воды. 70% всех пресных вод, изымаемых из окружающей среды человеком, идет на орошение сельскохозяйственных угодий. Это очень сильно нарушает привычный круговорот и приводит к серьезным последствиям. Все слышали об Аральском море, которого больше не существует. Море исчезло из-за того, что воду из рек Амударья и Сырдарья люди стали направлять на орошение своих полей. Это две ситуации забора воды из природных водоемов. Обратно вода возвращается или загрязненная, или не возвращается вообще. Это приводит к нарушению природного круговорота, ухудшению состояния живых существ и дефициту столь жизненно необходимой пресной воды. Все это порождает следующие три серьезные экологические проблемы. Во-первых, источник может дать лишь ограниченное количество воды. И сразу связанное с этим очень тесно второе. Экосистемы ниже по течению могут страдать от того, что вода отводится в другом направлении. Считается, что нельзя использовать больше 30% среднегодового речного

стока без риска испытать недостаток воды в среднем раз в 20 лет. Чем больше брать, тем чаще и резче будет происходить падение уровня воды. Когда из реки отводят воду, экологические последствия могут затронуть не только ее саму. Болота вдоль множества рек пересохли, так как больше не подпитываются периодическими паводками, что приводит к гибели огромного количества водной дичи и других видов растений и животных, обитавших в этих местах. Проблема касается и эстуариев – заливов, в которых пресная вода рек постепенно смешивается с морской. Они принадлежат к числу самых продуктивных экосистем Земли. Это прекрасные места размножения для многих видов рыб, моллюсков и водных птиц. Когда речной сток сокращается, в эстуарии поступает меньше пресной воды, растет их соленость и сильно изменяется экология. В-третьих, вода, возвращаемая в природу, загрязнена, что опасно как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Чтобы вещества в воде стали безопасными – их нужно разбавить до предельно допустимой концентрации природной водой. Но проблема в том, что порой в воду попадают такие вещества, чье даже совсем небольшое количество тем не менее очень опасно для живых организмов. Для того чтобы оценивать, какой объем воды люди используют для своих нужд и загрязняют, ученые придумали такое понятие, как водный след. В водный след входит три разных типа воды, которые договорились условно называть: серой, голубой и зеленой. Зеленый водный след – это объем дождевой воды, которая испаряется или просачивается в грунтовые воды в процессе производства продукции и при выращивании сельскохозяйственных культур. Голубой водный след – объем пресной воды, безвозвратно забираемой из поверхностных или подземных источников для использования в производстве еды и товаров, домашнем быте. Серый водный след – объем воды, необходимой для разбавления загрязняющих веществ, сбрасываемых в процессе производства, до такого состояния, при котором качество воды отвечает приемлемым нормативам. Складывая вместе эти объемы воды, мы с вами и получим водный след –общее количество воды, которое нужно затратить, чтобы создать что-то. Посмотрим водный след одной чашки кофе. Оказывается, чтобы мы

с вами могли выпить всего одну чашку кофе, необходимо было затратить 140 литров воды! В эти 140 литров входит вода, необходимая для выращивания кофейного дерева, сбора, обработки, транспортировки и упаковки кофейных бобов, продажи кофе и, наконец, затраченная непосредственно при приготовлении самой чашки кофе. Сюда же входит объем воды, который

потребовался, чтобы разбавить до предельно-допустимой концентрации количество загрязняющих веществ, которые попали в воду в результате транспортировки и работы предприятия. Водный след увеличивается еще больше, если к кофе добавляются молоко и сахар. Потому что их тоже нужно приготовить, а для этого надо вырастить и накормить корову, вырастить сахарный тростник, и все это требует затрат воды. Если кофе продается на вынос в одноразовом стакане, к водному следу кофе добавится еще и объем воды, использованной при производстве стакана. И тогда водный след одной чашки кофе будет уже 200 литров. Мы не подозреваем с вами, но каждый предмет вокруг нас был создан с использованием воды. Процесс   создания любого предмета можно разделить на стадии:

добыча ресурса, обработка материала, изготовление вещи (придание формы, цвета), транспортировка. При создании консервной банки больше всего воды будет потрачено на то, чтобы на металлообрабатывающем заводе обработать руду и выделить из нее чистый металл, который и нужен, чтобы создать банку. При этом вода очень сильно загрязнится и потребуется ее разбавление в 10 000 раз, чтобы очистить. При создании тетради, как и любой другой бумажной продукции, нужно

очень много воды, чтобы размягчить древесину и создать бумажную массу. На этом этапе будущая бумага почти на 98% состоит из воды. Когда мы надеваем джинсы, то не думаем о том, что когда-то это было растение – хлопок. Чтобы вырастить хлопок, нужно очень большое количество воды. Хлопок – одна из самых затратных в мире сельскохозяйственных культур по количеству требуемой воды. Чтобы вырастить 1 кг хлопка нужно 5 263 литра воды. Каждый человек питается, использует вещи и делает очень много всего другого, что пополняет голубой, серый или зеленый водный след и

формирует собственный водный след каждого человека. Но не только у каждого человека есть свой водный след. Есть он и у каждой страны. Причем в зависимости от того, как живут жители страны, и думают ли они об экономии воды, этот след будет большим или маленьким. Из национальных «водных следов» самый большой у Китая, Индии, США и России: в совокупности они составляют 38% глобального водопотребления. Связано это с тем, что, кроме личного водного следа населения и сельского хозяйства, в этих странах сконцентрировано еще и очень много промышленных предприятий из разных уголков мира. В мире очень много воды используется на производство вещей и выращивание еды, но есть и еще одна «строка расхода» пресной воды человеком – быт.

 Возникает вопрос как люди могут использовать воду и одновременно с этим сокращать свой водный след, так как иначе в скором времени пресная вода может стать очень ценным ресурсом, может даже ценнее золота. Согласно оценкам экспертов, в 1995 г. 1,8 млрд чел. проживали в районах, испытывающих сильный водный стресс. Ожидается, что к 2025 г. около двух третей населения планеты – примерно 5,5 млрд человек - будет проживать в районах, испытывающих средний или

сильный водный стресс. В наших силах постараться этого не допустить, если все люди во всем мире поменяют свои привычки по отношению к воде и начнут ее по-настоящему экономить и разумно использовать.  Но очень важно понимать, что недостаточно только закрывать кран и использовать стаканчик, когда чистишь зубы. У нас ведь водный след складывается еще и из продуктов, вещей, транспорта.

Теперь мы знаем с вами, как это важно – экономно использовать воду.


Поделиться: