МБОУ СОШ № 6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Добавлено: 10 ноября 2017 8:29
26 просмотров |

Всероссийский экологический урок


В нашей школе в год экологии проходило несколько всероссийских экологических уроков.

Первый урок «Как экологично жить в мегаполисе»

Цель занятия – сформировать ответственное отношение школьников к состоянию окружающей среды и своего здоровья, стимулировать их применять экологичные привычки в повседневной жизни. Урок формирует понимание того, какие действия может предпринять каждый ученик, чтобы внести вклад в решение экологических проблем, а также важность любого, даже самого маленького поступка.

Задачи:

• Раскрыть для учащихся такие понятия, как загрязнение окружающей среды, экослед и экологичный образ жизни.

 • Познакомить учащихся с вариантами полезных и выгодных экопривычек, основанных на таких принципах, как разумное потребление, повторное использование, совместное использование, энерго/водосбережение, переработка, здоровый образ жизни и др.

• Показать альтернативу обычным социальным сценариям и поведенческим установкам. • Научит ребят анализировать, мыслить самостоятельно и выбирать наиболее экологичные сценарии своего поведения.

 • Вдохновить учащихся на активное внедрение экопривычек в свою жизнь и участие в экопроектах.

Человечество неразумно использует ресурсы планеты. Согласно всемирно признанной методологии Индекса экологического следа (Environmental Footprint Index), уже сейчас человечество потребляет больше, чем Земля может возместить: люди «съедают» годовой ресурс за 8,5 месяцев – и процесс идет по нарастающей. Снижается количество деревьев из-за нашего неразумного потребления бумаги, ухудшается качество воздуха из-за увеличения количества автомобилей в городах, уменьшается количество рыбы в океане из-за хищнического лова и мусора... И так далее.

Экологический след– условная величина, отражающая потребление человечеством ресурсов биосферы. Понятие введено ученым-экологом доктором Матисом Вакернагелем. Экослед измеряется в глобальных гектарах – единицах площади земли, необходимых для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов. Если бы все люди жили, как средний индонезиец, в совокупности они использовали бы всего 2/3 общей биоемкости планеты, а если бы все потребляли на уровне среднего жителя США, для восстановления природных ресурсов, ежегодно расходуемых человечеством, понадобилось бы «4 планеты Земля». Мы, россияне, в среднем оставляем след размером 4,36 га. Это означает, что если бы все жили, как мы, то человечеству потребовалось бы 2,5 планеты.

По данным WWF (Доклад «Живая планета 2016»,) нам нужно уже 1,6 планеты – для 7,5 млрд человек. По итогам предыдущего года результат был 1,5 планеты. В этом же докладе есть еще один важный показатель – Индекс живой планеты (ИЖП), отражающий численность 10 тысяч репрезентативных популяций млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб. С 1970 года по настоящее время он снизился на 58%.

 В  госдокладе Минприроды за 2013 год признается, что в 138 городах (57% населения РФ) степень загрязнения воздуха оценивается, как «очень высокая» и «высокая». По данным госдоклада Роспотребнадзора за 2013 год, 48% [т.е. заболеваемости населения вызвана экологическим загрязнением воздуха, питьевой воды, почвы, оно же является причиной 21% смертности [каждый пятый умерший].

По данным Росстата, ежегодно с 2012 г. в России образуется более 5 миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов. Это только то, что известно официальной статистике, в действительности же эти цифры гораздо выше. Из данного объема 57 миллионов тонн (согласно госдокладу «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации за 2014г.»– это отходы, образовавшиеся от населения. То есть один житель нашей страны производит в среднем около 470 кг мусора в год. На сегодняшний день более 93% этих отходов размещается на свалках, что приводит к серьезному загрязнению токсичными веществами воды, почвы и воздуха. В январе 2015 года в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» был принят ряд важных поправок, где приоритет отдается сокращению отходов и их переработке. В 2016 г. на территории РФ, по подсчетам АНО Коалиция «ПРО Отходы», зарегистрировано 1270 предприятий, занимающихся переработкой и обезвреживанием отходов. Поддерживать и развивать ее может не только государство, но и непосредственно «производители» отходов – люди. Ведь в составе бытовых отходов около 40% объема приходится на картон и макулатуру, 30% – на пластик, 5% – на стекло и металл, 9% – на пищевые отходы. Это вторичные ресурсы, которые уже сейчас, при условии попадания на перерабатывающие предприятия, могут быть использованы для создания новых вещей. На сегодняшний день в России перерабатывается не более 5-7% бытовых отходов. Одним из эффективных путей изменения ситуации является экопросвещение и смена образа жизни на экологичный. Это происходит тогда, когда люди начинают оценивать свои поступки с точки зрения вреда/пользы для себя лично и вреда/пользы для окружающей среды. Таких людей, которых называют «экологисты» все больше в России и мире. Их цель – создание критической массы людей с экомышлением, формирование общественного запроса, на который будет реагировать бизнес и государство. Необходимо дать подрастающему поколению целостное представление о преимуществах экологичного образа жизни как в ближайшей, так и в дальней перспективе. В ходе урока «Как жить экологично в мегаполисе» учащиеся знакомились с вариантами полезных и выгодных экопривычек, основанных как на принципе «Трех П» – разумное потребление, повторное использование и переработка. Так и других – таких, как совместное использование, энерго/водосбережение, здоровый образ жизни. Урок – значимый шаг на пути формирования экологической ответственности в направлении решения экопроблем у детей и подростков.

Во время урока ребята сыграли в настольную игру «Выгодные экопривычки»

В конце урока каждый собрал карманную книжку «Мой лучший экодень»

Обзаводитесь  полезными и простыми экопривычками и рассказывайте о них родным и друзьям.

Литвинова М.Ю. учитель биологии

Фотогалерея


Комментарии

Чтобы написать комментарий - необходимо авторизоваться.

Поделиться: